Алмазы
Потребление
От половины до
двух третей добываемых алмазов используется в ювелирной промышленности. Крупные
камни высокого качества чрезвычайно редки: только один бриллиант из
2000 огранённых весит более 1 кар., и только один из 7 миллионов
близок к почти идеальному камню «чистой воды». Остальные камни относятся к
категории технических и применяются в нескольких областях: в качестве
абразивного материала, для изготовления специальных линз, волочения проволоки,
а также в различных отраслях электроники и медицины. Уровень и структура
потребления алмазов являются показателем развития научно-технического и
технологического потенциала разных стран и достаточно объективно отражают их
экономическое положение. Первенство здесь принадлежит США и Японии.
Тенденции в
потреблении ювелирной алмазной продукции лучше всего отражает динамика
розничных продаж обработанных ювелирных алмазов и изделий с ними на внутренних
рынках основных потребляющих стран.
В 1997 г.
продажа алмазов в мире сократилась на 5% по сравнению с предыдущим годом в
связи с резким уменьшением спроса в Японии и Юго-Восточной Азии. В 1998 г.
сокращение продолжалось, но несколько меньшими темпами, спад составил 3%. В
конце 1998 г. наметились некоторые признаки роста продаж, а 1999 год
благодаря экстраординарному потребительскому спросу, прежде всего в США,
оказался весьма удачным для отрасли. Розничные продажи ювелирных изделий с
алмазами в мире увеличились на 11% по сравнению с 1998 г.; стоимость
алмазов в них составила 13 млрд дол.
На США, по оценке
De Beers, в 1998 г. приходилось 48% мировых розничных продаж ювелирных
изделий с алмазами, тогда как в 1996 г. соответствующий показатель был
заметно ниже – 36%. В 1999 г. розничные продажи ювелирных изделий выросли
на 15-20% по сравнению с 1998 г. Чрезвычайно успешно прошёл сезон продаж в
период между Днём Благодарения и Рождеством, когда покупается 40% всех
ювелирных изделий с бриллиантами. Неожиданно высоким был спрос на крупные
высококачественные камни весом от 1.5 до 4 кар., в связи с чем цены
на них росли, как, впрочем, и на мелкие камни (по-видимому, из-за существенного
– на 20% – сокращения поставок с рудника Аргайл).
В начале
2000 г. на рынке бриллиантов в Нью-Йорке высоким спросом пользовались
камни среднего и высокого качества в 5/4 кар. и выше. Цены на недорогое
«индийское» меле также шли вверх из-за роста цен на сырые алмазы.
Практически
все ведущие американские компании сообщают о чрезвычайно хороших показателях
торговли алмазами в 1999 г. и начале 2000 г. Так, продажи одной из
крупнейших компаний – Lazare Kaplan International Inc. за период с декабря
1999 г. по конец февраля 2000 г. на 26% превысили уровень продаж за
тот же период 1998-1999 г. Из них на бриллианты пришлось
31.3 млн дол., на 10% больше, чем в 1999 г. Компания Friedman's
Inc., ведущий фирменный розничный продавец ювелирных изделий, сообщила, что за
первые 3 месяца 2000 г. продажи увеличились до 76.7 млн дол.,
что на 30.8% больше, чем за тот же период 1999 г.
На Японию, до
кризиса 1997 г. занимавшую второе место в мире по уровню потребления и
иногда даже опережавшую США, в настоящее время приходится только около 17%
мировых розничных продаж алмазов. Но ситуация там в 1999 г.
стабилизировалась и имеются даже некоторые признаки ее улучшения.
Европа. Ситуация с розничными
продажами алмазов в европейских странах оставалась относительно стабильной.
Наблюдалось даже некоторое оживление спроса в Германии, чего не отмечалось в
течение последнего десятилетия.
Рынок Юго-Восточной Азии
оставался спокойным; это было вызвано улучшением экономических показателей в
Южной Корее, Тайване и Китае.
В Китае спрос на алмазы продолжал
расти – медленно, но весьма устойчиво. Судя по результатам продаж в
1999 г., потребление ювелирной продукции в стране достигло
9.74 млрд дол., что на 10% больше, чем в 1998 г. Значительная
часть алмазов идёт в Китай из Гонконга – главного рынка Юго-Восточной Азии.
Ожидается, что китайский рынок станет одним из самых важных тогда, когда жители
страны будут такими же состоятельными, как китайские эмигранты в Сингапуре и на
Тайване.
|