Пятница, 03.05.2024, 06:07
Мировая Нефть
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Друзья сайта
Октябрьский
Онлайн магазин травы Башкирии
Счётчики
1
2
3 Яндекс.Метрика
Интересное

Алмазы

Конъюнктура мирового рынка

 

В период мирового финансового кризиса 1997-1998 гг. ситуация в мировой алмазной индустрии отражала общую обстановку в мире. В преддверии кризиса в первой половине 1997 г. De Beers постаралась максимально сократить свои запасы алмазов, что привело к накоплению значительных запасов у торговцев и огранщиков. Во второй половине 1997 г. спрос резко упал, объёмы торговли сократились, достигнув минимума в 1998 г.; на рынке царила неопределённость и неуверенность.

 

1999 год De Beers встретила в состоянии «осторожного оптимизма». Ситуация стала улучшаться уже в начале года, но тревогу аналитиков вызывала зависимость рынка алмазов от состояния экономики только одной страны – США. На неё приходится в настоящее время почти половина объёма мировой торговли ювелирными изделиями с бриллиантами, в то время как доля её основного конкурента – Японии снизилась с 30% в начале 90-х годов до 17% в 1998 г.

 

Однако общее оздоровление мировых финансов, вызвавшее рост спроса, который дополнительно и весьма существенно увеличился под влиянием «эффекта тысячелетия» и связанной с этим событием весьма агрессивной рекламной кампании, привели к рекордно высоким продажам сырых алмазов во второй половине 1999 г. Основные гранильные центры: Антверпен, Тель-Авив, Бомбей и Нью-Йорк – создали большие запасы камней, которые были огранены к праздничному сезону. В итоге 1999 год был наиболее удачным как для мировой алмазной индустрии в целом, так и для De Beers за всё время её существования.

 

Большинство аналитиков, в т.ч. и представляющих De Beers, прогнозируют, что 2000 г. также будет вполне благополучным для отрасли, поскольку спрос на бриллианты будет сохраняться высоким. Для такого вывода имеются следующие основания: стабильность рынка США – главного в мире рынка алмазов в настоящее время, базирующаяся на успешно развивающейся экономике и устойчивом внутреннем и международном положении страны; стабилизация и некоторые признаки восстановления рынка Юго-Восточной Азии; медленное, но верное восстановление покупательной способности в Японии; стабильность европейского рынка и даже некоторые признаки растущего спроса (Германия); ожидаемый рост спроса со стороны Китая; продолжение влияния на спрос «эффекта тысячелетия» – по крайней мере , до фактического окончания второго тысячелетия; активность рекламной кампании, в значительной мере «подогревшей» спрос, не снижается; рост областей и объёмов использования алмазов (особенно с «особыми» свойствами) в науке и технике.

 

В 1999 г. спрос под действием перечисленных факторов существенно превысил объём добычи за этот же год; дефицит был компенсирован продажей складированных запасов CSO (на сумму более 800 млн дол.), предприятий-поставщиков De Beers (около 500 млн дол.), а также независимых производителей, гранильных и торговых предприятий. Что касается De Beers, то она рассчитывает на сохранение существующего спроса в течение нескольких ближайших лет и намерена за это время сократить свой запас ещё на 2 млрд дол.

 

В какой-то мере эти прогнозы оправдывались уже в начале 2000 г.: первые три сайта CSO продемонстрировали устойчиво высокий спрос на все категории алмазов, и сумма продаж на них на 50% перекрыла прошлогодние показатели.

 

Современное состояние минерально-сырьевой базы алмазов мира позволяет рассчитывать на то, что прогнозируемый уровень рыночного спроса в ближайшей перспективе будет удовлетворён растущей добычей. Это утверждение основано в первую очередь на том, что, несмотря на характерные для последних лет периоды серьёзного ослабления рынка, добыча алмазов по-прежнему является весьма привлекательным видом бизнеса. Во время недавних и более ранних кризисов отрасли ситуация в добывающем секторе мало зависела от условий рынка (рис.23.1), что объясняется, видимо, высокой привлекательностью и доходностью этого вида деятельности, уверенностью производителей во временном характере рыночных затруднений, несмотря на высокие затраты и весьма высокую степень риска, связанные с ней.

 

Рис.23.1. Динамика мировой (без СССР и России) добычи алмазов и продаж CSO De Beers

 

Существенную роль в этом играет также высокая степень монополизации и зарегулированности рынка сырых алмазов. Но даже вводимые De Beers квоты, ограничивающие договорные закупки у производителей (что, по логике вещей, должно было бы привести к сокращению активности производства), практически не отражались на объёме добычи.

 

Сомнения возникают только в том случае, если экономические показатели того или иного проекта находятся на грани эффективности. Примером тому может служить очень долго не принимавшееся решение о способе и даже целесообразности дальнейшей эксплуатации уникального месторождения Аргайл. Кроме чисто технических сложностей, эта задержка была связана и с падением мировых цен на категории алмазов, добывающиеся на этом руднике. Как только цены на них повысились – незамедлительно было принято решение, продлившее срок работы карьера. Создалась благоприятная перспектива и для подземной добычи.

 

Показателем высокой привлекательности алмазодобывающего бизнеса является также то, что за последние 10 лет закрылся только один рудник – Ривер-Ранч в Зимбабве; это произошло из-за низкой стоимости добываемых на нём алмазов и высоких производственных издержек, вследствие чего рудник работал на пределе рентабельности.

 

В ближайшие годы можно прогнозировать не только возможность сохранения существующего уровня добычи, но и его рост к 2005 г. на 7-10%. Он может быть достигнут главным образом двумя путями: освоением новых крупных месторождений в Канаде (Дайавик и Снап-Лейк), в России (Накынские трубки, месторождения им.М.В.Ломоносова и Гриба), в Анголе (трубки Камафука-Камазамбо, Камажику, Камачия); увеличением производительности реконструируемых крупных действующих рудников в Ботсване (Орапа и Джваненг), России (Удачный и Мир), ЮАР (Премьер).

 

При этом на многих предприятиях ведущих добывающих компаний рост производительности будет связан, а иногда – и вызван существенным снижением производственных издержек. Для этого предпринимаются меры по улучшению эффективности работы предприятий, повышению производительности комплексов, механизмов и агрегатов, а также труда рабочих; разрабатываются новые технологии извлечения, дробления, транспортировки и переработки руды, увеличивается доля извлекаемых алмазов, их сохранность и безопасность, постоянно совершенствуются системы управления предприятиями и отдельными технологическими процессами. Наиболее масштабные работы в этом плане проводятся на рудниках Премьер (проект «C-Cut»), Венишия (реконструкция карьера), Джваненг, Орапа и Кимберли (постройка принципиально новых в технологическом плане высокоэффективных обогатительных фабрик), в районах подводной добычи алмазов у юго-западного побережья Африки (создание и эксплуатация совершенно новых систем добычи и соответствующих технических средств, основанных на последних достижениях в областях высоких технологий) и т.д. Первенство здесь принадлежит корпорации De Beers.

 

Осуществление только упомянутых проектов способно, по нашим оценкам, увеличить добычу алмазов как минимум на 10-12 млн кар. в год.

 

Кроме того, многие компании весьма активно ведут поиски новых месторождений алмазов, не упуская из вида даже весьма проблематичные возможности, связанные с новыми, нетрадиционными районами (Канада, Гренландия, север Европы) и генетическими типами проявлений алмаза (щелочные лампрофиры, ультраосновные коматииты). Один из результатов – вступление в 1998 г. в строй первого канадского рудника «мирового класса», на котором добываются алмазы весьма высокого качества. На очереди – ещё как минимум два в ближайшей перспективе.

 

В настоящее время мировой алмазо-бриллиантовый комплекс (АБК) находится, видимо, на пороге серьёзных перемен. Они должны коснуться в основном взаимоотношений различных его секторов (добычи, переработки алмазов, изготовления ювелирных изделий, маркетинга – от сырых алмазов до готовых ювелирных изделий) и методов торговли. В последнее время многие крупные и успешно работающие в различных секторах алмазной индустрии компании, в т.ч. корпорация De Beers, которые ранее традиционно имели достаточно узкую специализацию, намерены трансформировать свой бизнес путём проникновения в такие секторы АБК, которые изначально им были совершенно несвойственны. Уже началось создание многопрофильных вертикально интегрированных структур, включающих в себя все ступени алмазного бизнеса – от добычи алмазов до розничной продажи готовых бриллиантов и ювелирных изделий с ними (Lazar Kaplan, Lev Levaev и др.), а некоторые весьма известные ювелирные фирмы стремятся приобрести долю в добывающих предприятиях (Tiffany). По мнению многих аналитиков, не исключено, что таким же путём пойдёт и корпорация De Beers.

 

Эти тенденции связаны в основном с одной из наиболее часто обсуждаемых проблем мировой алмазной индустрии – проблемой возможности (и необходимости) сохранения действующей уже более 60 лет одноканальной системы продажи сырых алмазов. Инициаторами в этом выступают главным образом огранщики, которые далеко не всегда бывают удовлетворены ассортиментом сырья, получаемого от CSO, и вынуждены искать, с одной стороны, альтернативные источники поступления требующихся им алмазов, а с другой – возможности сбывать часть купленных, но не подходящих по тем или иным причинам камней.

 

Существует также проблема справедливого распределения конечной стоимости алмазов в ювелирных изделиях, реализуемых через розничную торговую сеть, между добывающими, обрабатывающими, ювелирными предприятиями и торговыми структурами разных уровней. Представители гранильных предприятий недовольны тем, что основная доля стоимости готового бриллианта приходится на добывающий уровень и розничную продажу, а их маржа едва покрывает производственные издержки.

 

Основное влияние на состояние мирового АБК окажет, видимо, ожидающаяся реорганизация корпорации De Beers. Она вызвана тем, что в последние годы корпорация часто испытывала серьёзные экономические трудности, связанные в том числе с прогрессирующим ослаблением ее монополии на рынке сырых алмазов. Несколько лет тому назад De Beers контролировала более 80% этого рынка, а к 2000 г. её доля снизилась до 50-60%, и есть основания считать, что в недалёком будущем она уменьшится ещё более.

 

К сожалению, пока ничего не известно о том, какая именно модель реорганизации избрана корпорацией. Можно лишь определённо сказать, что наиболее сильно отразится на мировом рынке самый радикальный из рассматривавшихся вариантов: раздел корпорации на ряд независимых компаний. Такая реорганизация, с одной стороны, позволит положить конец обвинениям De Beers в монополизме, а с другой – вызовет необходимость реформирования множества связанных с корпорацией торгово-посреднических структур и коренного изменения схемы снабжения гранильных предприятий. Рынок в результате станет олигопольным, и не исключено, что одним из его наиболее крупных участников будет российская «АЛРОСА». В итоге следует ожидать существенного усиления конкуренции, что может повлечь за собой значительное снижение цен на алмазы.

 

Но большинство аналитиков считает, что De Beers не пойдёт на такой радикальный шаг и предпочтёт модель, связанную с не столь глубокими преобразованиями. Скорее всего, будет выбран путь, связанный с сохранением относительной монополии. Возможно, корпорация сохранит за собой только контроль за скупкой и продажей наиболее крупных, высококачественных и дорогих алмазов. Ожидается также, что De Beers пойдёт на серьёзное сокращение закупок сырых алмазов, добываемых на контролируемых ею предприятиях в Ботсване и Намибии – до уровня 30% от их суммарной добычи. Это снимет обвинения её в монополизме со стороны американского законодательства и создаст возможность прямого доступа на рынок США – самый привлекательный в настоящее время рынок мира.

 

В укреплении рынка и поддержании высоких и устойчивых цен на алмазы заинтересованы все участники АБК. На сегодняшний день признано, что одноканальная система реализации сырых алмазов через CSO De Beers при условии проведения ею политики, согласованной с другими крупнейшими продуцентами, является наиболее эффективным инструментом достижения этих целей.

 

Существенное влияние на состояние рынка алмазов может оказать также широкое распространение новейших технологий улучшения свойств природных и обработанных алмазов («облагораживание» алмазов, изменение их цветовых характеристик; лазерное сверление и заполнение трещин, позволяющие избавиться от механических дефектов и включений), а также клеймение алмазов. Эти методики воспринимаются представителями мирового АБК неоднозначно. Некоторые представители индустрии считают подобное вмешательство недопустимым покушением на первозданную природу камней, уничтожающим их подлинность и в какой-то мере сближающим их с синтетическими материалами. Особенные возражения вызывает намерение De Beers наносить на бриллианты фирменное клеймо с помощью специальной секретной технологии. Многие считают, что это будет иметь пагубные последствия для мирового производства бриллиантов и торговли.

 

В последнее время наметилась устойчивая тенденция к переходу торговли бриллиантами через Интернет, способная в недалёком будущем коренным образом изменить всю сложившуюся систему мировой торговли и особенно – ценообразования. Многие аналитики считают, что сегодня уже нет смысла говорить о Антверпенском, Израильском или каком-то другом географически обозначенном рынке – осуществляется переход к единому мировому рынку алмазов.

Форма входа
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz