Алмазы
Конъюнктура мирового рынка
В период
мирового финансового кризиса 1997-1998 гг. ситуация в мировой алмазной
индустрии отражала общую обстановку в мире. В преддверии кризиса в первой
половине 1997 г. De Beers постаралась максимально сократить свои запасы
алмазов, что привело к накоплению значительных запасов у торговцев и
огранщиков. Во второй половине 1997 г. спрос резко упал, объёмы торговли
сократились, достигнув минимума в 1998 г.; на рынке царила
неопределённость и неуверенность.
1999 год
De Beers встретила в состоянии «осторожного оптимизма». Ситуация стала
улучшаться уже в начале года, но тревогу аналитиков вызывала зависимость рынка
алмазов от состояния экономики только одной страны – США. На неё приходится в
настоящее время почти половина объёма мировой торговли ювелирными изделиями с
бриллиантами, в то время как доля её основного конкурента – Японии снизилась с
30% в начале 90-х годов до 17% в 1998 г.
Однако общее
оздоровление мировых финансов, вызвавшее рост спроса, который дополнительно и весьма
существенно увеличился под влиянием «эффекта тысячелетия» и связанной с этим
событием весьма агрессивной рекламной кампании, привели к рекордно высоким
продажам сырых алмазов во второй половине 1999 г. Основные гранильные
центры: Антверпен, Тель-Авив, Бомбей и Нью-Йорк – создали большие запасы
камней, которые были огранены к праздничному сезону. В итоге 1999 год был
наиболее удачным как для мировой алмазной индустрии в целом, так и для De Beers
за всё время её существования.
Большинство
аналитиков, в т.ч. и представляющих De Beers, прогнозируют, что 2000 г.
также будет вполне благополучным для отрасли, поскольку спрос на бриллианты
будет сохраняться высоким. Для такого вывода имеются следующие основания: стабильность
рынка США – главного в мире рынка алмазов в настоящее время, базирующаяся на
успешно развивающейся экономике и устойчивом внутреннем и международном
положении страны; стабилизация и некоторые признаки восстановления рынка
Юго-Восточной Азии; медленное, но верное восстановление покупательной
способности в Японии; стабильность европейского рынка и даже некоторые признаки
растущего спроса (Германия); ожидаемый рост спроса со стороны Китая; продолжение
влияния на спрос «эффекта тысячелетия» – по крайней мере , до фактического
окончания второго тысячелетия; активность рекламной кампании, в значительной
мере «подогревшей» спрос, не снижается; рост областей и объёмов использования
алмазов (особенно с «особыми» свойствами) в науке и технике.
В 1999 г.
спрос под действием перечисленных факторов существенно превысил объём добычи за
этот же год; дефицит был компенсирован продажей складированных запасов CSO (на
сумму более 800 млн дол.), предприятий-поставщиков De Beers (около
500 млн дол.), а также независимых производителей, гранильных и
торговых предприятий. Что касается De Beers, то она рассчитывает на сохранение
существующего спроса в течение нескольких ближайших лет и намерена за это время
сократить свой запас ещё на 2 млрд дол.
В какой-то
мере эти прогнозы оправдывались уже в начале 2000 г.: первые три сайта CSO
продемонстрировали устойчиво высокий спрос на все категории алмазов, и сумма
продаж на них на 50% перекрыла прошлогодние показатели.
Современное
состояние минерально-сырьевой базы алмазов мира позволяет рассчитывать на то,
что прогнозируемый уровень рыночного спроса в ближайшей перспективе будет
удовлетворён растущей добычей. Это утверждение основано в первую очередь на
том, что, несмотря на характерные для последних лет периоды серьёзного
ослабления рынка, добыча алмазов по-прежнему является весьма привлекательным
видом бизнеса. Во время недавних и более ранних кризисов отрасли ситуация в
добывающем секторе мало зависела от условий рынка (рис.23.1), что объясняется,
видимо, высокой привлекательностью и доходностью этого вида деятельности,
уверенностью производителей во временном характере рыночных затруднений,
несмотря на высокие затраты и весьма высокую степень риска, связанные с ней.
Рис.23.1. Динамика
мировой (без СССР и России) добычи алмазов и продаж CSO De Beers
Существенную роль в этом играет
также высокая степень монополизации и зарегулированности рынка сырых алмазов.
Но даже вводимые De Beers квоты, ограничивающие договорные закупки у
производителей (что, по логике вещей, должно было бы привести к сокращению
активности производства), практически не отражались на объёме добычи.
Сомнения
возникают только в том случае, если экономические показатели того или иного
проекта находятся на грани эффективности. Примером тому может служить очень
долго не принимавшееся решение о способе и даже целесообразности дальнейшей
эксплуатации уникального месторождения Аргайл. Кроме чисто технических
сложностей, эта задержка была связана и с падением мировых цен на категории
алмазов, добывающиеся на этом руднике. Как только цены на них повысились – незамедлительно
было принято решение, продлившее срок работы карьера. Создалась благоприятная
перспектива и для подземной добычи.
Показателем
высокой привлекательности алмазодобывающего бизнеса является также то, что за
последние 10 лет закрылся только один рудник – Ривер-Ранч в Зимбабве; это
произошло из-за низкой стоимости добываемых на нём алмазов и высоких
производственных издержек, вследствие чего рудник работал на пределе
рентабельности.
В ближайшие
годы можно прогнозировать не только возможность сохранения существующего уровня
добычи, но и его рост к 2005 г. на 7-10%. Он может быть достигнут главным
образом двумя путями: освоением новых крупных месторождений в Канаде (Дайавик и
Снап-Лейк), в России (Накынские трубки, месторождения им.М.В.Ломоносова и Гриба),
в Анголе (трубки Камафука-Камазамбо, Камажику, Камачия); увеличением
производительности реконструируемых крупных действующих рудников в Ботсване
(Орапа и Джваненг), России (Удачный и Мир), ЮАР (Премьер).
При этом на
многих предприятиях ведущих добывающих компаний рост производительности будет
связан, а иногда – и вызван существенным снижением производственных издержек.
Для этого предпринимаются меры по улучшению эффективности работы предприятий,
повышению производительности комплексов, механизмов и агрегатов, а также труда
рабочих; разрабатываются новые технологии извлечения, дробления,
транспортировки и переработки руды, увеличивается доля извлекаемых алмазов, их
сохранность и безопасность, постоянно совершенствуются системы управления
предприятиями и отдельными технологическими процессами. Наиболее масштабные
работы в этом плане проводятся на рудниках Премьер (проект «C-Cut»), Венишия
(реконструкция карьера), Джваненг, Орапа и Кимберли (постройка принципиально
новых в технологическом плане высокоэффективных обогатительных фабрик), в
районах подводной добычи алмазов у юго-западного побережья Африки (создание и
эксплуатация совершенно новых систем добычи и соответствующих технических
средств, основанных на последних достижениях в областях высоких технологий) и
т.д. Первенство здесь принадлежит корпорации De Beers.
Осуществление
только упомянутых проектов способно, по нашим оценкам, увеличить добычу алмазов
как минимум на 10-12 млн кар. в год.
Кроме того,
многие компании весьма активно ведут поиски новых месторождений алмазов, не
упуская из вида даже весьма проблематичные возможности, связанные с новыми,
нетрадиционными районами (Канада, Гренландия, север Европы) и генетическими
типами проявлений алмаза (щелочные лампрофиры, ультраосновные коматииты). Один
из результатов – вступление в 1998 г. в строй первого канадского рудника
«мирового класса», на котором добываются алмазы весьма высокого качества. На
очереди – ещё как минимум два в ближайшей перспективе.
В настоящее
время мировой алмазо-бриллиантовый комплекс (АБК) находится, видимо, на пороге
серьёзных перемен. Они должны коснуться в основном взаимоотношений различных
его секторов (добычи, переработки алмазов, изготовления ювелирных изделий,
маркетинга – от сырых алмазов до готовых ювелирных изделий) и методов торговли.
В последнее время многие крупные и успешно работающие в различных секторах
алмазной индустрии компании, в т.ч. корпорация De Beers, которые ранее
традиционно имели достаточно узкую специализацию, намерены трансформировать
свой бизнес путём проникновения в такие секторы АБК, которые изначально им были
совершенно несвойственны. Уже началось создание многопрофильных вертикально
интегрированных структур, включающих в себя все ступени алмазного бизнеса – от
добычи алмазов до розничной продажи готовых бриллиантов и ювелирных изделий с
ними (Lazar Kaplan, Lev Levaev и др.), а некоторые весьма известные ювелирные
фирмы стремятся приобрести долю в добывающих предприятиях (Tiffany). По мнению
многих аналитиков, не исключено, что таким же путём пойдёт и корпорация De
Beers.
Эти тенденции
связаны в основном с одной из наиболее часто обсуждаемых проблем мировой
алмазной индустрии – проблемой возможности (и необходимости) сохранения
действующей уже более 60 лет одноканальной системы продажи сырых алмазов.
Инициаторами в этом выступают главным образом огранщики, которые далеко не
всегда бывают удовлетворены ассортиментом сырья, получаемого от CSO, и
вынуждены искать, с одной стороны, альтернативные источники поступления
требующихся им алмазов, а с другой – возможности сбывать часть купленных, но не
подходящих по тем или иным причинам камней.
Существует
также проблема справедливого распределения конечной стоимости алмазов в
ювелирных изделиях, реализуемых через розничную торговую сеть, между
добывающими, обрабатывающими, ювелирными предприятиями и торговыми структурами
разных уровней. Представители гранильных предприятий недовольны тем, что
основная доля стоимости готового бриллианта приходится на добывающий уровень и
розничную продажу, а их маржа едва покрывает производственные издержки.
Основное
влияние на состояние мирового АБК окажет, видимо, ожидающаяся реорганизация
корпорации De Beers. Она вызвана тем, что в последние годы корпорация часто
испытывала серьёзные экономические трудности, связанные в том числе с
прогрессирующим ослаблением ее монополии на рынке сырых алмазов. Несколько лет
тому назад De Beers контролировала более 80% этого рынка, а к 2000 г. её
доля снизилась до 50-60%, и есть основания считать, что в недалёком будущем она
уменьшится ещё более.
К сожалению,
пока ничего не известно о том, какая именно модель реорганизации избрана
корпорацией. Можно лишь определённо сказать, что наиболее сильно отразится на
мировом рынке самый радикальный из рассматривавшихся вариантов: раздел
корпорации на ряд независимых компаний. Такая реорганизация, с одной стороны,
позволит положить конец обвинениям De Beers в монополизме, а с другой – вызовет
необходимость реформирования множества связанных с корпорацией торгово-посреднических
структур и коренного изменения схемы снабжения гранильных предприятий. Рынок в
результате станет олигопольным, и не исключено, что одним из его наиболее
крупных участников будет российская «АЛРОСА». В итоге следует ожидать
существенного усиления конкуренции, что может повлечь за собой значительное
снижение цен на алмазы.
Но большинство
аналитиков считает, что De Beers не пойдёт на такой радикальный шаг и
предпочтёт модель, связанную с не столь глубокими преобразованиями. Скорее
всего, будет выбран путь, связанный с сохранением относительной монополии.
Возможно, корпорация сохранит за собой только контроль за скупкой и продажей
наиболее крупных, высококачественных и дорогих алмазов. Ожидается также, что De
Beers пойдёт на серьёзное сокращение закупок сырых алмазов, добываемых на
контролируемых ею предприятиях в Ботсване и Намибии – до уровня 30% от их
суммарной добычи. Это снимет обвинения её в монополизме со стороны
американского законодательства и создаст возможность прямого доступа на рынок
США – самый привлекательный в настоящее время рынок мира.
В укреплении
рынка и поддержании высоких и устойчивых цен на алмазы заинтересованы все
участники АБК. На сегодняшний день признано, что одноканальная система
реализации сырых алмазов через CSO De Beers при условии проведения ею политики,
согласованной с другими крупнейшими продуцентами, является наиболее эффективным
инструментом достижения этих целей.
Существенное
влияние на состояние рынка алмазов может оказать также широкое распространение новейших
технологий улучшения свойств природных и обработанных алмазов
(«облагораживание» алмазов, изменение их цветовых характеристик; лазерное
сверление и заполнение трещин, позволяющие избавиться от механических дефектов
и включений), а также клеймение алмазов. Эти методики воспринимаются
представителями мирового АБК неоднозначно. Некоторые представители индустрии
считают подобное вмешательство недопустимым покушением на первозданную природу
камней, уничтожающим их подлинность и в какой-то мере сближающим их с
синтетическими материалами. Особенные возражения вызывает намерение De Beers
наносить на бриллианты фирменное клеймо с помощью специальной секретной
технологии. Многие считают, что это будет иметь пагубные последствия для
мирового производства бриллиантов и торговли.
В последнее
время наметилась устойчивая тенденция к переходу торговли бриллиантами через
Интернет, способная в недалёком будущем коренным образом изменить всю
сложившуюся систему мировой торговли и особенно – ценообразования. Многие аналитики
считают, что сегодня уже нет смысла говорить о Антверпенском, Израильском или
каком-то другом географически обозначенном рынке – осуществляется переход к
единому мировому рынку алмазов.
|