Пятница, 03.05.2024, 03:32
Мировая Нефть
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Друзья сайта
Октябрьский
Онлайн магазин травы Башкирии
Счётчики
1
2
3 Яндекс.Метрика
Интересное

Алмазы

Международная торговля

 

После спада в мировой торговле алмазами, вызванного финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии во второй половине 1997 г. и в 1998 г., в 1999 г. наступило её оживление, достигшее максимума во второй половине 1999 г. и начале 2000 г. Оно охватило практически все главные рынки мира.

 

Главная системообразующая структура мирового рынка алмазов, от состояния которой зависит в значительной мере и общее состояние рынка, – корпорация De Beers контролирует около 70% мировой торговли необработанными алмазами и 40-50% мировой их добычи.

 

В 1997 г. продажи сырых алмазов через CSO De Beers, основная часть которых пришлась на первую половину года, достигли 4.64 млрд дол. Но в 1998 г. они снизились до небывало низкого уровня в 3.34 млрд дол. – минимального за последние 10 лет. В 1999 г. продажи CSO достигли рекордной цифры – 5.24 млрд дол. при марже 15% – на 57% больше предыдущего года. Впервые продажи во второй половине года были много выше, чем в первой, что объясняется «эффектом тысячелетия». Два последних сайта в 1999 г., по утверждению De Beers, были несколько меньшими только в результате сокращения предложения, в основном – крупных дорогих камней свыше 5 кар., которые уже невозможно было огранить и довести до покупателя в период максимального спроса.

 

Торговля через CSO шла в соответствии с прейскурантом, но на некоторых сайтах 1999 г. и по некоторым категориям камней (наиболее высококачественным и дорогим, которые пользовались более высоким спросом в Японии и странах Юго-Восточной Азии) она осуществлялась фактически со скидкой. De Beers считает, что время от времени в зависимости от конъюнктуры рынка проведение подобной корректировки цен неизбежно.

 

В сентябре 1999 г. CSO пересмотрела прейскурант с учётом условий рынка, в результате чего увеличились цены на некоторые категории мелких камней, хорошо продающихся в условиях торгового бума в США, и уменьшились цены на крупные высококачественные камни, идущие в основном в азиатские страны. При этом De Beers не уточнила масштабы роста цен, но, по оценке независимых дилеров, он составил 10-15%. Суммарный итог этой корректировки оценивается компанией как «близкий к нейтральному».

 

В феврале 2000 г. ещё раз были увеличены цены на алмазы «индийского ассортимента», пользовавшиеся постоянно высоким спросом. CSO заявила, что общий рост цен на алмазы всех категорий будет «незначительно плюсовым».

 

Для стимуляции спроса на бриллианты De Beers развернула мощную рекламную кампанию стоимостью 200 млн дол., которая началась в сентябре в США, Европе и Азии под лозунгом: "Тысячелетия могут приходить и уходить, а алмазы остаются навсегда". Алмазы активно рекламировались в качестве наилучшего средства, способного отметить такое знаменательное событие.

 

Была создана специальная коллекция к смене тысячелетий «The Limited Edition of Diamonds for the Millennium», где каждый из 25 тысяч камней был снабжён клеймом компании и регистрационным номером. Около трети камней было раскуплено задолго до конца 1999 г. – по ценам, значительно превышающим те, которые можно было бы получить за них как за обычный бриллиант.

 

Как один из действенных способов рекламы алмазов следует расценивать и представление ювелирной коллекции «Тысячелетие», которое состоялось в самые первые моменты 2000 года в Лондоне. Коллекция собиралась De Beers в течение нескольких лет и составлена из алмазов такой редкости и красоты, что не имеет аналогов в истории. В неё включён бриллиант «De Beers Millennium Star» весом 203 кар., цвета D, без следов окраски, огранённый в форме груши самым известным огранщиком мира Габи Толковски. Бывший председатель De Beers Хэри Оппенгеймер отозвался о нем, как о самом прекрасном алмазе, который он когда-либо видел. Кроме того, в коллекции находятся 12 очень редких синих алмазов различной огранки. Все они были добыты на руднике Премьер; они столь редки, что встречаются не чаще одного раза в год. Размер этих бриллиантов – от 5.15 до 27.64 кар. (бриллиант «Сердце вечности»), их общий вес 112 кар. De Beers заявляет, что стоимость коллекции определить невозможно, поскольку она уникальна.

 

Однако общие расходы De Beers на рекламу не превышают 1% от суммы розничных продаж, в то время как для часов они составляют 6%, а для других предметов роскоши – 10%.

 

В результате рекордных продаж 1999 г. финансовое положение корпорации весьма существенно улучшилось. Объединённый доход De Beers за 1999 г. вырос на 54% – до 952 млн дол. (против 617 млн дол. в 1998 г.), объединённый алмазный счёт – на 78%, до 791 млн дол. (против 445 млн дол. в 1998 г.). Доход от продажи алмазов через CSO увеличился на 57%. Размер буферного запаса De Beers за 1999 г. уменьшился на 831 млн дол., или на 18%. К числу наиболее значительных достижений компании относится рост операционного финансового потока – с 70 млн дол. в 1998 г. до 1.98 млрд дол. в 1999 г.

 

Всё это позволило корпорации приобрести складированные запасы алмазов, скопившиеся у её поставщиков за время действия квот и оцениваемые почти в 500 млн дол.

 

Из всех добытых в мире в 1999 г. алмазов, стоимость которых составила 6.8 млрд дол., через CSO De Beers было продано около 65%, в то время как на предприятиях, контролируемых De Beers, добыто около 40%.

 

В середине 1999 г. под влиянием усиления нестабильности в мировой алмазной индустрии последних лет и роста критики в адрес корпорации в связи с ее монопольным положением De Beers провела всестороннее исследование всех аспектов своей деятельности с целью выбора долгосрочной стратегии развития.

 

В полном соответствии с традиционной закрытостью компании, никаких сведений о тематике этого исследования, его аспектах и задачах не сообщалось. Но, как предполагается ведущими аналитиками алмазного рынка, оно касалось таких фундаментальных для De Beers (и мировой алмазной индустрии) вопросов, как: смысл одноканальной маркетинговой системы; целесообразность продолжения деятельности компании по управлению буферным запасом, эффективно поддерживающим стабильность цен на сырые алмазы; участие в производстве и продаже бриллиантов и ювелирных изделий; возможность разделения корпорации на несколько частей; проблема противодействия США деятельности De Beers в свете антитрестовского законодательства; изучение эффективности распространения символики De Beers на более широкую гамму предметов роскоши.

 

Это исследование рассматривается аналитиками как наиболее основательная «перетряска» всей системы компании с тех пор, как она 60 лет тому назад установила контроль над мировой торговлей алмазами. Его результаты и рекомендации, изложенные в «стратегическом обзоре», были представлены совету директоров компании в августе 1999 г., но только в начале 2000 г. стали выясняться и осуществляться некоторые изложенные в нём рекомендации.

 

В феврале 2000 г. заявлено о решении превратить De Beers из «хранителя алмазного рынка» в «лидера индустрии». В связи с этим внимание будет сосредоточено на эффективности её деятельности, связях с сайтхолдерами, стимуляции спроса на алмазы и возможностях, возникающих при использовании клеймения собственных алмазов. В качестве специфических задач названы меры по предотвращению попадания на рынок «алмазов конфликта» и достижение в 2000 г. тех же показателей продаж, что и в 1999 г. Согласован план внутренней реструктуризации, в соответствии с которым корпорация будет разделена на новые подразделения с более узкими задачами и сферами ответственности.

 

Большое внимание будет уделено буферному запасу. Это один из главных инструментов регулирования цен на сырые алмазы и поддержания их стабильности. Его величина сопоставима с объемом продаж алмазов через CSO, а в периоды ослабления рынка он может существенно их превосходить. К концу 1998 г. буферный запас составлял около 4.8 млрд дол.; в 1999 г. он уменьшился до 3.96 млрд. Компания намерена в течение нескольких лет уменьшить запас до рабочего уровня примерно в 2 млрд дол. Учитывая специфику рынка, это будет сделано осторожно, чтобы не сбить цены и не повредить репутации алмаза как аккумулятора ценностей.

 

Видимо, в свете рекомендаций стратегического обзора De Beers в 2000 г. CSO ввела при продаже сырья систему «избранных сайтхолдеров» (Planned Production Performers – PPP). Выбрано 5 фирм, к индивидуальным запросам которых проявляется повышенное внимание, а ассортимент, количество и цены устанавливаются заранее на пять предстоящих сайтов. Состав «избранных» РРР-сайтхолдеров будет пересматриваться ежегодно по итогам прошедшего года.

 

В начале 2000 г. De Beers заявила, что ставит задачу довести сбыт алмазов в течение этого года до 5.3 млрд дол., что больше, чем рекордный результат 1999 г. Это, возможно, означает некое изменение в торговой политике компании под влиянием рекомендаций стратегического обзора, поскольку ранее поставки CSO строго соответствовали пристально отслеживаемому рыночному спросу.

 

В последнее время De Beers предпринимает настойчивые попытки выйти напрямую на рынок алмазов США. Несмотря на то, что компания в значительной степени удовлетворяет спрос на алмазы в США, она не ведёт там прямой коммерческой деятельности и не имеет авуаров, поскольку ещё в 1994 г. Департамент юстиции обвинил её в нарушении антимонопольного законодательства. Вследствие этого компания теряет все выгоды прямого присутствия на алмазном рынке США, ставшем наиболее крупным и устойчивым рынком мира. Чтобы найти выход из этого положения, необходимо пойти на сокращение степени монополизации рынка для чего существенно уменьшить закупки у добывающих предприятий Ботсваны, Намибии и России: они не должны превышать трети их годовой добычи. Что касается Канады, то контракт на приобретение алмазов рудника Экейти был составлен с учётом антимонопольного законодательства и охватывает порядка 35% его добычи.

 

1999 год был весьма удачным и для Антверпена – крупнейшего в мире центра торговли алмазами, оборот которого достиг рекордного уровня в 23 млрд дол. (против 19 млрд дол. в 1998 г.). Импорт в 1999 г. составил 10.8 млрд дол., экспорт – 11.5 млрд дол. При этом увеличился и суммарный вес проданных алмазов, и их средняя цена. Сырые алмазы поступают в Антверпен в основном через CSO из Великобритании, а также из ДРК, Конго и Израиля, обработанные – из Индии, США, Израиля, Гонконга и России. Экспорт алмазов из Антверпена осуществляется главным образом в Индию, Израиль и США. Бриллианты из России, ввоз которых заметно сократился после распада СССР, пользуются хорошим спросом благодаря высокому качеству огранки. Мелкие бриллианты «индийского ассортимента» экспортируются в основном в США, а российские – в основном на рынки Японии и Юго-Восточной Азии. В конце года в Антверпене была продана крупная партия алмазов с рудника Икейти на сумму около 35-40 млн дол., легко поглощенная рынком.

 

В США импорт бриллиантов, готовых к установке в ювелирные изделия, увеличился в 1997 г. на 16% по сравнению с 1996 г., а в 1998 г. – еще на 27%, до 7.9 млрд дол. Особенно удачным был для алмазной торговли США 1999 год, за первые 9 месяцев которого импорт бриллиантов вырос в денежном выражении на 8.6%, а их экспорт – на 15.5%.

 

Представители гранильной промышленности США, потребляющие половину продаваемых в мире алмазов, обратились в CSO De Beers с просьбой увеличить число американских сайтхолдеров, поскольку закупаемого сырья не хватает.

 

В Японии появились признаки улучшения ситуации на рынке алмазов, втором по величине рынке мира. После снижения японского импорта бриллиантов в 1997 г. на 30% и в 1998 г. – на 38%, за первые 7 месяцев 1999 г. он увеличился на 17%. За год в целом в Японии продажи в денежном выражении сократились на 3% в иенах, но вдвое выросли – в долларовом.

 

Для алмазной торговли Израиля 1999 год был весьма удачным. Израильская промышленность увеличила свою долю на рынке, в частности, в секторе камней свыше 0.2 кар. (в более мелких доминирует Индия). Импорт через CSO увеличился до 1.2 млрд дол. против 0.71 млрд в 1998 г. Это почти 31% общего количества алмазов, прошедших через израильскую биржу, исчисляемого в 13.46 млн кар. при средней цене камней 287 дол./кар. Реэкспорт сырых, в основном мелких алмазов, которые невыгодно обрабатывать в Израиле, составил 9.41 млн кар. стоимостью 1.1 млрд дол. при средней цене 116 дол./кар.

 

Израиль импортировал 2.32 млн кар. бриллиантов на общую сумму 1.45 млрд дол. по средней цене 628 дол./кар. Экспорт бриллиантов исчислялся впечатляющей цифрой 4.15 млн кар. стоимостью 4.46 млрд дол. при средней цене 1074 дол./кар., что на 22% больше, чем в 1998 г. Максимума он достиг в ноябре, увеличившись на 85% по сравнению с ноябрём 1998 г. Главным рынком для израильских экспортеров бриллиантов по-прежнему был американский, в 1999 г. поглотивший 64% экспортных израильских бриллиантов на сумму 4.1 млрд дол., (на 195 млн дол. больше, чем в 1998 г.). Вторым по значимости был дальневосточный рынок, куда ушло 19% экспортных бриллиантов, из которых 12% – в Гонконг. На Бельгию и Японию пришлось по 6%, на Швейцарию – 2%.

 

В марте 2000 г. суммарный экспорт сырых алмазов и бриллиантов из Израиля увеличился на 29% по сравнению с мартом 1999 г. При этом сырых алмазов за тот же месяц продано на 94% больше, что подтверждает тенденцию к превращению Израиля в мировой центр торговли необработанными алмазами. Импорт сырых алмазов вырос за то же время на 36%.

 

Весьма успешно закончился 1999 г. для алмазной отрасли Индии. Суммарный экспорт драгоценностей из страны (главным образом бриллианты и их полуфабрикаты) в 1999 финансовом году вырос более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом, составив 8.25 млрд дол. Импорт необходимых для этого сырых алмазов и золота составил 5.7 млрд дол. На Индию приходится порядка 55% мирового рынка бриллиантов и полуфабрикатов. Но временами у аналитиков возникало ощущение того, что рынок сырых алмазов перенасыщен, поэтому Совет по экспорту драгоценностей уделял особое внимание вопросам экспорта.

 

Экспорт ювелирных изделий из Таиланда в 1999 г. составил 1.57 млрд дол. Главными рынками сбыта были США, Израиль и Бельгия. В Бангкоке в начале 2000 г. прошла крупнейшая ярмарка ювелирных изделий и драгоценных камней, в которой участвовало свыше 500 фирм, в т.ч. 120 – иностранных.

 

Китай. Экспорт ювелирных изделий (из драгметаллов с алмазами, натуральным жемчугом и пр.) в 1999 г. превысил 2.3 млрд дол.; это на 15% больше, чем в 1998 г. Около 70% экспортной ювелирной продукции пришлось на драгметаллы; алмазных украшений продано более чем на 10 млн дол. Продажи алмазных украшений на внутреннем рынке Китая составили более 40% продаж всех ювелирных изделий.

 

Австралия. Кризис в Азии 1997 г. и ослабление национальных валют подняли спрос на низкосортные алмазы, а восстановление некоторых азиатских экономик и усиление американского рынка в 1999 г. способствовали значительному росту розничных продаж таких алмазов. Все это привело к существенному увеличению спроса и цен на алмазы Аргайла, который оставался высоким вплоть до конца 1999 г.; прогнозируется, что он сохранится таким и в 2000 г.

 

Анализ соотношения поставки/потребление позволяет прогнозировать, что доля в мировом потреблении мелких алмазов типа добываемых рудником Аргайл будет со временем увеличиваться и рост спроса на них пойдет более быстрыми темпами, чем на крупные дорогие камни. Около 97% алмазов, добытых на Аргайле, гранится в Индии, где низкая стоимость рабочей силы позволяет рентабельно обрабатывать недорогие мелкие камни. Всё это определяет достаточно устойчивое будущее и для Аргайла.

 

Канада. Компания The Broken Hill Pty Co Ltd (BHP) изучает возможность торговли алмазами с рудника Экейти через Интернет, что вызвано быстрым ростом популярности этого способа продаж в США. Почти вся прибыль рудника получается в настоящее время за счёт ювелирных алмазов. Около 35% добытых алмазов продаётся через CSO De Beers, остальное – на открытом рынке в Антверпене. Компания считает, что продажа алмазов через Интернет не скажется отрицательно на продажах обычным способом.

 

Ангола. Весьма сложной остаётся ситуация с продажей ангольских алмазов. По данным компании Endiama, контрабанда ангольских алмазов в период с января по сентябрь 1999 г. достигла в стоимостном выражении 140 млн дол., тогда как легально было продано алмазов на сумму 130 млн дол.

 

До недавнего времени эксклюзивные права на закупку ангольских сырых алмазов у производителей имела государственная компания Endiama. Но в декабре 1999 г. вышло правительственное постановление о создании новой ангольской компании SODIAM, которой предоставлено исключительное право маркетинга всех ангольских алмазов. Последняя, со своей стороны, образовала совместное предприятие – компанию Angola Selling Corporation (ASCORP) с фирмой, контролируемой израильским предпринимателем Львом Левьев. Таким образом ASCORP получила монопольное право на покупку всех алмазов в стране; маркетинговый потенциал новой компании – между 700 млн и 1 млрд дол. в год. Теперь Лев Левьев, занимающий второе место по объему реэкспорта алмазов из Израиля, один из крупнейших производителей бриллиантов в России – может стать владельцем всего ангольского сырья и занять второе место в мире по объёму сделок с сырыми алмазами. Однако окончательного соглашения с ASCORP ангольское правительство пока не оформило.

 

В конце марта 1999 г. поступило сообщение о том, что компания De Beers намерена юридически оспаривать права ASCORP. Новая система продаж может лишить De Beers даже поставок алмазов с прииска Лузамба, хотя у нее есть контракт с компанией SDM на покупку этих алмазов, подкреплённый займом в 50 млн дол. А пока партия алмазов, отправленная из Анголы в Антверпен и предназначенная для ASCORP, была по требованию De Beers задержана властями Антверпена до разрешения спора. Контрактные закупки De Beers алмазов в Анголе составляют примерно 20% официальных продаж.

 

Сбыт алмазной продукции России ориентирован в основном на экспорт. Российские экспортные поставки сырых алмазов формируются из трех источников, реализуемых через один канал – компанию «АЛРОСА»: 1) часть текущей добычи «АЛРОСА»; 2) камни из запасов якутского Комитета по драгоценным камням; 3) алмазы из запасов Гохрана РФ. Согласно торговому соглашению, De Beers обязана покупать у РФ ежегодно алмазов на сумму не менее 550 млн дол., но не более 26% годового объема реализации De Beers.

 

Наблюдательный совет компании «АЛРОСА» признал удовлетворительным выполнение торгового соглашения с De Beers и пересматривать его до окончания срока не намерен. Однако предполагается, что в 2000 г. начнутся переговоры по условиям нового соглашения, в котором, по-видимому, «АЛРОСА» будет настаивать на предоставлении ей большей свободы распоряжаться собственной продукцией.

 

Кроме того, компания «АЛРОСА» добивается права самостоятельно продавать на свободном рынке некоторое количество своих алмазов; по действующему торговому соглашению она имеет на это право, если количество не превышает 15% поставок, направляемых в De Beers. Однако этот пункт до сих пор не выполнялся, в результате чего «АЛРОСА» теряла 3-4.5 млн дол. в год. Руководство компании также считает, что она должна самостоятельно продавать принадлежащие ей технические алмазы, которые в настоящее время экспортирует объединение «Алмазювелирэкспорт».

 

Созданная в 1997 г. Российская Алмазная палата намерена в 2000 г. весьма существенно увеличить объём торговли сырыми и обработанными алмазами, после выхода правительственного постановления, легализующего операции с сырыми алмазами на вторичном рынке. До сих пор её деятельность была очень ограниченной; так, в 1999 г. суммарный объём операций составил всего 8 млн дол., поскольку предлагались только алмазы «АЛРОСА» и из резерва Гохрана. И действительно, уже на первой торговой сессии Якутского отделения Алмазной палаты в марте 2000 г. было продано бриллиантов на 8 млн дол.

 

Новые методы торговли. Быстрыми темпами развиваются новые приёмы торговли алмазами, особенно с использованием сети Интернет. По мере развития этой системы информация о ценах становится доступной везде и в любое время, вследствие чего постоянно происходит немедленное уточнение цен. Компании, торгующие в сети Интернет, все более расширяют ассортимент предлагаемых ювелирных изделий с алмазами. Лидерство здесь принадлежит компаниям США, где практически все относительно крупные торговые оптовые и розничные организации имеют свои сайты в Сети.

 

Один из наиболее заметных проектов в этой сфере осуществляет фирма THCG, которая создаёт с Designer Jewelry On Line (DJOL) совместное предприятие для торговли в сети Интернет изысканными ювелирными изделиями, которое будет открыто, как планируется, летом 2000 г.

 

К торговле в сети Интернет подключаются и добывающие предприятия. Так, компания Rex Diamond Mining Corp. решила приобрести мультимедийную компанию Tecton, чтобы использовать её для расширения розничной торговли своими ювелирными изделиями в Интернете.

 

Регистрация алмазов. Для упорядочения торговли алмазами разрабатываются различные системы регистрации клеймёных алмазов. Одним из последних достижений в этой области является компьютерная программа «Diasure», основанная на ранее предложенной идее Международного геммологического института (International Gemmological Institute). Эта система регистрации может применяться для всех звеньев «алмазопровода» – от производителя до потребителя. Вся информация о камне и производителе зашифрована и конфиденциальна, сохраняется в «Diasure», но доступна только владельцу алмаза. Главным преимуществом для производителей является то, что он может проследить местонахождение своего камня и то, каким образом он продвигается через «алмазопровод». Регистрация предоставляет возможность страховки камня on line со значительной скидкой. Единственным условием является только то, что камень не должен быть подвергнут залечиванию и облагораживанию.

 

Фирмы, работающие с алмазами, отобранными De Beers в рамках кампании «Алмазы Тысячелетия от De Beers», заявляют, что регистрация является сильным притягательным фактором для покупателей. Кроме уверенности в качестве алмаза, безопасности и страхования, которое осуществляется одновременно с регистрацией, она позволяет покупателю дать имя своему алмазу, а также оставить зашифрованное «послание потомству», которое может быть передано наследникам вместе с камнем.

 

Полагают, что уникальная комбинация возможностей новой системы сделает её незаменимым инструментом на современном рынке алмазов.

Форма входа
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz