Пятница, 19.04.2024, 22:06
Мировая Нефть
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Друзья сайта
Октябрьский
Онлайн магазин травы Башкирии
Счётчики
1
2
3 Яндекс.Метрика
Интересное

НЕФТЬ

Международная торговля

 

Значительная часть спроса на нефть в основных странах-потребителях, прежде всего входящих в ОЭСР, а также в странах АТР, удовлетворяется за счет импортных поставок. Статистические данные о международной торговле нефтью приведены в таблицах 1.17–1.23, о торговле нефтепродуктами – в таблицах 1.24–1.25.

Надо отметить, что статистика товарооборота по отдельным странам грешит неточностями. Например, в графу «Экспорт» (особенно при использовании данных таможенной статистики) нередко включается реэкспорт, возникают сложности с учетом бункеровки воздушных и морских судов в международных портах или с обслуживанием интернациональных воинских контингентов и т.д. Ряд мелких импортеров вообще фигурирует в мировой статистике нерегулярно. Поэтому динамика внешнеторговых операций с нефтью приводится нами только по странам, чаще всего выступающим основными субъектами в этом роде деятельности, и не учитывает государств, не имеющих большого веса в этом секторе международной торговли. Естественно, при таком подходе невозможно «сбить» мировой баланс экспорта и импорта.

 

Таблица 1.17

Динамика экспорта нефти (млн т)

 

Иной подход применяется статистиками британо-американской компании BP Amoco (табл.1.18). Они ведут внешнеторговую статистику по крупным регионам, особо выделяя только пять государств (США, Канада, Мексика, Китай и Япония). При подобном глобальном подходе легко устанавливается баланс между экспортом и импортом, однако торговля сырьем и нефтепродуктами внутри регионов не учитывается. Тем не менее, эти данные можно считать вполне удовлетворительным приближением к истинной картине международного рынка.

 

Таблица 1.18

Мировой экспорт нефти в 1998 г. (по данным BP Amoco), млн т

 

Следует подчеркнуть также, что далеко не вся ввозимая в некое государство нефть (ее учитывает таможенная статистика) потребляется в стране. Ввезенная нефть может быть реэкспортирована либо пойти на различные нужды международного сообщества и т.д. Поэтому в энергетических и нефтяных балансах в графу «импорт» вносится только та часть импортированного сырца, которая реально использована перерабатывающей промышленностью. Статистика BP Amoco (табл.1.18) этого обстоятельства не учитывает.

Динамику мирового импорта нефти-сырца иллюстрирует табл.1.19.

 

Таблица 1.19

Динамика импорта нефти (млн т)

 

В таблице учтены компенсационные поставки нефти между Россией и Казахстаном, хотя импортными в настоящем значении этого слова они не являются.

Торговый оборот нефтью-сырцом на международном рынке в 1998 г. возрос на 0.7% по отношению к предыдущему году и на 4.6% по отношению к не отмеченному кризисами 1996 г. Существенных изменений в географии сырьевых потоков не произошло. Распределение импорта по регионам и отдельным крупным странам показано в табл.1.20.

 

Таблица 1.20

Мировой импорт нефти в 1998 г. (по данным BP Amoco), млн т

 

Из сопоставления таблиц 1.18 и 1.20 видно, что по оценке статистиков компании BP Amoco в глобальном международном товарообороте участвует не менее 48% добываемой нефти. В действительности это количество, видимо, превышает 60% (если учитывать внутрирегиональные перевозки).

В 1998 г. Россия экспортировала в страны дальнего зарубежья 117.9 млн т нефти, тогда как своим партнерам по СНГ отправила всего 19.3 млн т. Доля стран СНГ достигла самой низкой отметки за все время существования Содружества. В числе основных потребителей российской нефти в 1998 г. были (в скобках – доля в российском экспорте, %): Германия (14.1), Польша (11.2), Италия (9.0), Белоруссия (7.5), Литва (5.5), Чехия (4.4), Гибралтар (4.0), Словакия и Украина (по 3.9), Ирландия и Нидерланды (по 3.0). Значительная часть российской нефти (в 1998 г. – 48.3% нефтеэкспорта) экспортировалась в страны Центральной и Южной Европы по трубопроводу «Дружба», остальное вывозилось через морские порты, главным образом через Новороссийск (в 1998 г. – 29.9 млн т, или 26.3% нефтеэкспорта), Вентспилс (14.5 млн т), Одессу (8.2 млн т) и Туапсе (6.1 млн т). Объемы экспорта ведущих российских компаний показаны в табл.1.21.

 

Таблица 1.21

Экспортные поставки нефти в дальнее зарубежье, осуществленные ведущими российскими нефтедобывающими компаниями в 1998 г., млн т

 

Таким образом, 30-40% добываемой нефти российские частные компании отправляют за рубеж (государственная «Роснефть» – почти 55%).

В статистику российского экспорта Минтопэнерго включает транзит азербайджанской, казахской и туркменской нефти (около 8.0-8.5 млн т), а также вывоз нефти, идущий не по системе магистральных трубопроводов и осуществляющийся через второстепенные порты или по железной дороге (около 3 млн т).

Не менее 40% добытой в России нефти от четверти до трети нефтепродуктов отправляются на экспорт (табл.1.22).

 

Таблица 1.22

Доля экспортной продукции в общем количестве произведенных в России нефти
и нефтепродуктов, %

 

Динамика роста экспортной доли в нефтедобыче показывает, что Россия все больше приближается к типичным странам-поставщикам сырья, в группу которых входят преимущественно развивающиеся страны: Оман поставляет на мировой рынок свыше 90% добываемой в стране нефти, Кувейт, Саудовская Аравия, Ливия – свыше 80%, Венесуэла и ОАЭ – свыше 70%, Иран – более 60%, Нигерия – более 50%. Среди крупнейших экспортеров нефти есть только одна страна с высоким уровнем экономического развития – Норвегия; ее нефтяные ресурсы находятся в море, и нефтедобытчикам выгоднее продавать за рубеж сырую нефть, так как транспортировка и нефтепереработка были бы слишком дороги, да и окружающая среда в стране испытывает меньшую нагрузку, а для норвежцев это имеет немаловажное значение.

В США, где с 1994 г. национальная добыча обеспечивает менее 50% спроса, нефть импортируется более чем из 25 стран, однако основную роль – суммарно около 62% – играют поставки из Саудовской Аравии, Венесуэлы, Мексики и Канады (табл.1.23).

 

Таблица 1.23

Динамика поставок нефти в США, млн т

 

Как видно из приведенной таблицы, США придерживаются выбранной еще в середине 70-х годов стратегии: поставки из одной страны не могут превышать шестой части импортируемого сырья; источники этого сырья должны располагаться как можно ближе к США (именно поэтому постоянно растут объемы поставок из американских стран, в 1998 г. превысившие 50% суммарного объема импорта); поставки предлагается выполнять преимущественно из политически и экономически стабильных регионов; контракты должны в первую очередь заключаться с дружественными США странами. (Впрочем, последнее условие далеко не всегда выполняется, о чем свидетельствует резко возросший в 1998 г. объем импорта нефти из Ирака). Проведение в жизнь упомянутых принципов обеспечивает бесперебойное снабжение американской нефтеперерабатывающей промышленности сырьем вне зависимости от политической конъюнктуры. Вместе с тем диверсификация источников сырья позволяет легко менять внешнеторговую политику в зависимости от конъюнктуры. Например, в начале 90-х годов американцы легко отказались от 300 млн т саудовской нефти, заменив ее равновеликим количеством сырья из Великобритании, Норвегии, Венесуэлы. Стоит отметить сокращение удельного веса сырья, импортируемого из стран, входящих в ОПЕК (при том, что два государства–участника этой организации расположены на Американском континенте и полностью отвечают условиям, перечисленным выше): если в 1993 г. из стран ОПЕК вывозилось 53% нефти, в 1994 г. – 50.7%, то к концу 1997 г. доля этих поставок сократилась до 46%. Таким образом, американская экономика в значительной степени страхуется от последствий принятия ведущими нефтедобывающими государствами решений о сокращении добычи нефти и от воздействия подобных решений на цену нефти. Впрочем, цены оказывают немалое воздействие на импортную политику, о чем свидетельствует положение, сложившееся в 1998 г.: стоило ценам на нефть упасть, как США незамедлительно увеличили поставки сырья из стран ОПЕК – на 20 млн т в год, или на 1.9%. Продуманная стратегия импорта необходима американской нефтяной промышленности, поскольку она и в долгосрочной перспективе ориентируется на преобладание зарубежного сырья. Согласно прогнозу US Energy Information Administration, к 2020 г. добыча нефти в США сократится на 21.5%, а зависимость нефтеперерабатывающей отрасли от импорта возрастет до 64%.

Западная Европа является одним из важных нефтедобывающих регионов, но собственной нефти ей не хватает и она вынуждена ввозить сырье в количестве, сопоставимом с собственной добычей. В 1998 г. суммарный импорт нефти и нефтепродуктов в Западную Европу составил 493.4 млн т. Более 43% сырья (213.4 млн т) ввезено из стран Ближнего и Среднего Востока, около 20% – из Северной Африки, 18.8% – из стран СНГ (главным образом из России), 7.8% – из западноафриканских стран, около 4% – из Северной Америки, 2.6% – из Центральной и Южной Америки. Вместе с тем, значительную часть добытой нефти (в 1998 г. – 39.8 млн т) западноевропейские страны экспортируют. Речь идет прежде всего о сырье, получаемом транснациональными добывающими компаниями в оплату расходов на ГРР и обустройство месторождений (компании обычно используют это сырье на принадлежащих им НПЗ, построенных специально для переработки нефтей данного типа). Иногда, как в случае Великобритании, экспорт является вынужденным, поскольку подавляющая часть британских НПЗ не использует североморскую нефть. Она вывозится, главным образом, в Северную Америку (41% – в США, 23.4% – в Канаду) и центральноевропейские страны (14.1%).

Среди азиатских импортеров нефти и нефтепродуктов самым значительным является Япония. Потребность в нефтяном сырье японская промышленность удовлетворяет преимущественно за счет стран Ближнего и Среднего Востока (209.6 млн т, или 80.6%); значительно уступают им поставки из других нефтедобывающих государств АТР (13%), Китая (2.9%), Австралии (1.3%). Доля ближневосточного сырья преобладает и в закупках других азиатских импортеров нефти (Южная Корея, Тайвань, Сингапур): в 1998 г. из региона Персидского залива в эти страны ввезено 290.9 млн т нефти и нефтепродуктов (в том числе нефти – 269.8 млн т), что составило 82% общего объема импорта жидкого топлива. Отметим, что доля России на дальневосточном нефтяном рынке пока незначительна. В 1998 г. туда было направлено лишь около 5% российского экспорта. Экспорт китайской нефти производится преимущественно в Японию (43.2% общего объема) и другие страны АТР (41.5%); ввозить же нефть китайцы предпочитают из стран Юго-Восточной Азии (45.7% общего объема импорта) и из региона Персидского залива (33.1%).

Из региона Персидского залива вывозится наибольшее количество нефти: 817 млн т в 1998 г. (вместе с нефтепродуктами – 926.8 млн т). Это составляет почти 25% добываемой в мире нефти или 51.5% объема мирового нефтеэкспорта. Основными потребителями ближневосточной нефти в настоящее время стали страны АТР: 22.6% ее поставок направляется в Японию, 31.4% – в другие дальневосточные государства, 24.8% – в Западную и Центральную Европу, 11.3% – в США, 3.5% – в Африку (преимущественно Южную и Восточную), 3.2% – в Латинскую Америку.

Мировой рынок нефтепродуктов по объему существенно меньше нефтяного (табл.1.24 и 1.25). В этом секторе международного обмена гораздо заметнее роль промышленно развитых государств, однако в последнее время страны, бывшие традиционными поставщиками сырой нефти, строят ориентированные на экспорт НПЗ и занимают все более заметное место в торговле готовыми продуктами.

 

Таблица 1.24

Мировой экспорт нефтепродуктов в 1998 г., млн т

 

Мировая торговля нефтепродуктами имеет более сложную структуру, чем торговля сырой нефтью. Как правило, промышленно развитые страны проводят политику поддержки предприятий с высокими технологиями переработки, а низкосортные продукты (мазут, котельное топливо) предпочитают покупать за рубежом. В качестве примера подобной экономической политики приведем данные о структуре французского экспорта и импорта нефтепродуктов (табл.1.26).

 

Таблица 1.25

Мировой импорт нефтепродуктов в 1998 г., млн т

 

Таблица 1.26

Динамика структуры экспорта и импорта нефтепродуктов Франции в 1996-1998 гг., %

 

Динамика среднегодовых цен нефти на мировых рынках обнаруживает долголетнюю тенденцию к росту, нарушаемую временными и сравнительно непродолжительными периодами ее падения. Однако минувшее двухлетие (1998-1999 гг.) нельзя считать характерным. Рыночная цена нефти марки «брент» в октябре 1997 г. была около 20 дол./барр., через год с небольшим она упала более чем вдвое, а к концу 1999 г. баррель нефти «брент» продавали уже за 25.5 дол.

Среднегодовые цены на нефть и на конкретные торговые марки нефти иллюстрируют табл.1.27 и 1.28, а среднемесячные – рис.1.1–1.3. Данные для их построения взяты из журнала «Oil & Gas Journal».

 

Таблица 1.27

Динамика среднегодовых цен на нефть на мировом рынке, дол./барр.

 

Таблица 1.28

Динамика среднегодовых цен на основные марки нефтей, дол./барр.

 

 

Рис.1.1. Динамика среднемесячных цен на нефть из стран ОПЕК и стран, не входящих в ОПЕК, в 1999-2000 гг., дол./барр.

 

 

 

Рис.1.2. Динамика цен (на начало месяца) на нефть различных марок в 1999-2000 гг., дол./барр.

 

 

 

Рис.1.3. Динамика цен (на начало месяца) на нефть в США в 1999-2000 гг., дол./барр.

 

 

 

Российская нефть обычно фигурирует в западных публикациях под маркой «юралс». Публикуемые цены на этот продукт включают и фрахт танкеров до пункта разгрузки. Отечественная статистика последнего фактора не учитывает. Кроме того, она в своих обобщениях отражает весь набор вывозимого из страны сырья. Динамика цен на российскую нефть и нефтепродукты (по данным Госкомстата РФ) показана в табл.1.29.

 

Таблица 1.29

Динамика среднеквартальных экспортных цен

российской нефти и нефтепродуктов

Конъюнктура мирового рынка

 

Причиной быстрого падения, а затем роста мировых цен на нефть в 1997-1999 гг. явился экономический кризис, охвативший сначала Юго-Восточную Азию, а потом и некоторые другие регионы планеты и существенно повлиявший на конъюнктуру мирового рынка. Если до «азиатского» кризиса темпы роста глобального спроса на нефть превышали 2% в год, то в 1998 г. спрос оказался всего на 0.5% выше, чем в 1997 г. (табл.1.30). В развитых странах Запада сохранялись в целом высокие темпы роста спроса, тогда как в СНГ и странах Восточной и Юго-Восточной Азии спрос на нефть и нефтепродукты резко упал. Если бы предложение сохранилось на уровне 1997 г., оно полностью удовлетворило бы спрос, однако уровень добычи вырос, и это привело к появлению значительного избытка сырья, что немедленно сказалось на ценах.

 

Таблица 1.30

Динамика спроса на нефть и ее предложения на мировом рынке, млрд т

 

Таким образом, одной из главных причин падения цен на нефть стало ее перепроизводство. К середине декабря 1998 г. средняя мировая цена на нефть упала до 9.32 дол./барр., вернувшись к почти забытому уровню четвертьвековой давности. Ближневосточные страны, основные поставщики нефти на мировой рынок и законодатели порядков в ОПЕК, могли бы пережить и худшие времена. Себестоимость добычи 1 барреля нефти в НГБ Персидского залива составляет 0.5-2.0 дол., так что «запас прочности» у стран-экспортеров нефти оставался, однако они высказались за постепенное возвращение к докризисным ценам. (Регулируя объемы добычи, ОПЕК может устанавливать любые цены, что она и доказала практически, хотя многие экономисты и функционеры из нефтедобывающих стран считают такую финансовую политику нерациональной).

Определяющее влияние на цены оказала Венская сессия ОПЕК (весна 1999 г.), на которой было принято решение об ограничении собственной добычи до 23 млн барр./сут, которое поддержали и некоторые страны, не входящие в организацию (Мексика, Норвегия, Оман, Россия), что привело к существенному уменьшению предложения нефти на мировом рынке – почти на 5 млн барр./сут, или примерно на 7% мировой добычи. Необходимо отметить, что в дальнейшем сокращение добычи не было таким значительным, поскольку все страны ОПЕК в той или иной мере нарушали принятые на себя обязательства.

В конце 1999 г. росту цен на нефть в немалой степени способствовал политический конфликт Ирака с ООН, когда в Ираке на 3 недели была прекращена добыча нефти, да и после ее возобновления темпы добычи возрастали постепенно, не сразу достигнув прежнего среднемесячного уровня в 2.6 млн барр./сут. Для восполнения нехватки ближневосточной нефти страны ОЭСР вынуждены были прибегнуть к стратегическим складским запасам. Международное энергетическое агентство (МЭА) оценило истощение складских запасов в 3 млн барр./сут. Кроме того, были использованы складские запасы и других стран (в количестве 2.7-3.8 млн барр./сут). По данным лондонского Centre for Global Energy Studies, складские запасы нефти в США и европейских странах в течение 9 первых месяцев 1999 г. уменьшались в среднем на 800 тыс.барр./сут. Общее снижение запасов оценивается в 235 млн барр. Снижение уровня складских запасов почти сразу вызвало удорожание нефти. На Нью-Йоркской бирже цены по фьючерсным контрактам в период прекращения добычи в Ираке подскочили до 27 дол./барр., но после возобновления ее они снова пошли вниз, опустившись до уровня 25-26 дол./барр.

По мере преодоления кризиса в мире, особенно в оправлявшейся от экономических потрясений Восточной и Юго-Восточной Азии и в пребывающих в стадии оживленного экономического роста странах Северной Америки стал ощущаться недостаток нефти, что вызвало резкий подъем цен.

Главным средством от чрезмерного повышения цен промышленно развитые страны признали увеличение объемов добычи, и прежде всего в странах ОПЕК. Особую озабоченность проявила администрация США, оказывавшая массированное давление на страны ОПЕК, чтобы добиться от них согласия на расширение добычи. В Конгресс даже был внесен проект репрессивного законодательного акта, который мог бы быть принят в случае отказа основных нефтедобывающих государств выполнить американские требования. Однако до репрессий дело не дошло. На 109-й конференции ОПЕК в марте 2000 г. решено было пожертвовать частью высоких доходов ради сохранения добрых отношений с промышленно развитыми государствами, в первую очередь – с США и Японией. Правда, принятая норма увеличения добычи (на 1.45 млн барр./сут начиная с 1 апреля 2000 г.) была гораздо ниже предлагавшейся многими западными экспертами (2.0-2.5 млн барр./сут). По-видимому, она стала компромиссом между позициями Саудовской Аравии, Кувейта и некоторых других стран, отражавших американскую точку зрения об увеличении добычи на 1.7 млн барр./сут, и группы государств, возглавлявшихся Ираном, первоначально соглашавшейся на увеличение добычи всего на 1.2 млн барр./сут.

Важным дополнением к решениям конференции стала договоренность о пересмотре квот в том случае, если ситуация на нефтяном рынке изменится и цены начнут стремительно падать. Принципиальным можно считать решение о введении фиксированного ценового коридора. Оно предусматривает немедленное повышение/снижение добычи нефти, если цены выйдут за границы 22-28 дол./барр. и будут оставаться вне этого коридора в течение 20 дней. Как полагают международные эксперты, указанный коридор эквивалентен уровню цен 20-25 дол./барр. за нефть «брент», 22-27 дол. за WTI и 19-24 дол. за российскую нефть. Если принятая договоренность о ценовом коридоре выдержит испытание жизнью, то в ближайшие годы поведение рыночных цен станет более предсказуемым. Видимо, следует ожидать приближения средних рыночных цен скорее к верхней границе коридора, поскольку рост добычи пока отстает от увеличения спроса. Такое отставание было заложено в прогноз потребления нефти, сделанный МЭА на 2000 г.

В ближайшие годы, по прогнозам МЭА, ожидается умеренный рост потребностей в нефтяном сырье в странах ОЭСР и повышенный спрос со стороны государств, не входящих в эту организацию. Потребности большинства стран бывшего СССР, учитывая их экономическое положение, будут сокращаться (табл.1.31).

 

Таблица 1.31

Прогноз соотношения спроса и предложения на мировом рынке нефти в 2000-2002 гг.

 

МЭА прогнозирует рост спроса на нефть в 2000 г. в мире на 2.4% по отношению к уровню 1999 г. (а в IV квартале – на 2.5%). Спрос в странах ОЭСР возрастет на 1.9%, в прочих странах – на 3.2%. На 3.0% возрастет и предложение нефти. Тем не менее рост предложения, по мнению экспертов, может не покрыть всех потребностей, если основные нефтепроизводящие страны не увеличат добычу хотя бы еще на 1 млн барр./сут.

Необходимо отметить, что баланс спроса и предложения нефти на мировом рынке в значительной степени зависит от решения вопроса о нефтедобыче в Ираке. Ее объем регулируется решениями ООН. Любые санкции не могут быть бесконечными, а в случае их полной отмены на рынке могут появиться, по заявлениям иракских руководителей, дополнительные 50 млн т нефти, что полностью перечеркнет любые сегодняшние прогнозы.

Дальнейшие перспективы в значительной степени определятся той ролью, которую будет играть нефть в мировом топливно-энергетическом балансе. В мире, прежде всего в промышленно развитых странах, наметилась тенденция к уменьшению доли нефти в первичных энергоносителях (табл.1.32).

 

Таблица 1.32

Доля нефти в топливно-энергетическом балансе в 1997-1998 гг.
и прогноз на 2000-2002 гг., %

 

В развивающихся странах приоритетными являются темпы развития экономики, а не эффективность использования энергии, поэтому в перспективе там ожидается повышение доли нефти в потреблении первичных источников энергии. В странах ОЭСР темп роста потребления электроэнергии существенно снизился по сравнению с уровнем 70-х годов благодаря решению ряда задач по более эффективному использованию. За десятилетие 1988-1998 гг. экономический рост в странах ОЭСР составил 27.3%, тогда как энергопотребление увеличилось лишь на 13.8%; иными словами, на каждый 1% прироста ВВП прирост потребления энергии составлял 0.5%. В развивающихся странах соответствующие показатели оцениваются в 69.9, 46.5 и 0.7%. В то же время в государствах бывшего СССР и Восточной Европы произошло сокращение первых двух показателей примерно на треть, а интенсивность роста энергопотребления осталось примерно той же.

Предполагается, что страны ОЭСР продолжат политику всемерной экономии энергии, поддерживая уровень прироста ее потребления примерно 0.6% в расчете на 1% прироста ВВП. Здесь сыграют свою роль и ужесточение экологических нормативов, и переход к производству менее энергоемкой продукции, и тенденция к сокращению расхода энергии с целью снижения себестоимости и поддержания конкурентоспособности товаров. В развивающихся странах с высокими темпами экономического роста ожидается лишь небольшое повышение эффективности использования энергии в связи с применением более совершенного оборудования и использованием менее энергоемких технологий. Прирост энергопотребления в этих странах составит 0.85% на 1% роста ВВП. Прогноз МЭА в отношении стран СНГ исходит из предпосылок о постепенном развитии рыночной экономики. Прирост потребления энергии в них может составить 0.9% на 1% прироста ВВП. Западные эксперты полагают, что у этой группы стран есть большие резервы для более эффективного использования энергии и введения энергосберегающих технологий, однако финансовые возможности реализации этих резервов в настоящий момент невелики.

Мировое потребление нефтепродуктов в 2002 г. достигнет уровня 72.3 млн барр./сут. Около 32% этого количества составит автомобильный бензин, 36.7% – средние дистилляты, около 14.5% – мазут. Темпы потребления средних дистиллятов будут опережающими. Под влиянием роста потребностей в дизельном топливе их использование возрастет на 6.3% по сравнению с 1998 г. Чуть меньше, на 6.2%, повысится спрос на автомобильный бензин вследствие увеличения парка личных автомашин и увеличения их пробега. Рост спроса частично нейтрализуется повышением экономичности двигателей. Увеличение спроса на мазут будет зависеть от уровня цен на альтернативные энергоносители. Во многих индустриальных странах, идя навстречу экологическим требованиям, мазут в производстве электроэнергии заменяют на более экологически чистые виды топлива, однако в электроэнергетике развивающихся стран, имеющих небогатый выбор энергоносителей, спрос на мазут еще долгое время будет расти. Вырастет и спрос на такие продукты, как сырье для нефтехимии, масла и смазки, асфальт и пр. Объем и значение последней категории продуктов будет все более возрастать по мере развития технологий нефтепереработки.

В странах Евросоюза активно претворяются в жизнь программы по замещению нефтепродуктов альтернативными энергоносителями. Прежде всего это касается автомобильного транспорта, доля которого в общем использовании жидкого топлива с 18% в 1973 г. возросла до 40%. Однако, несмотря на все попытки уменьшить долю жидких УВ в хозяйственной деятельности человечества, общей тенденцией мирового хозяйства пока остается неуклонный рост потребления нефти.

Форма входа
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz